??????? ????????
??????? ????????
??????? ????????
  КОРЗИНА - пусто
Поиск



Последние добавления

М.Е. Левин Игры XXII Олимпиады в филателии: Каталог-справоч ник. 1986

Ю.М. Климов Искусство на почтовых марках: Каталог-справоч ник. 1984

М. Левин Филателия о спартакиадах народов СССР. 1971

Астрономия в филателии: Каталог-справоч ник. 1979

Корнюхин А.Е. Под парусами филателии. 1975

Русско-немецкий разговорник, 1959

Англо-русский словарь по программировани ю и информатике (с толкованиями).1989

Городилин В. М. Регулировщик радиоаппаратуры . 1983

Иванов В. И. Полупроводников ые оптоэлектронные приборы: Справочник, 1984

Приемники телевизионные «РЕКОРД ВЦ-381». 1996

Лента новостей

Незалежная снимет всю блокаду с Крыма

Чемезов встретился с президентом Владимиром Путиным

Зеленский изгоняет из власти всех,кто работал с Порошенко

Русофобия в Британии никуда не делась

Восемь офицеров ФСБ, которые проходят по делу о разбое в московском банке, скрылись

Москву обвинили в военных приготовлениях на территории Белоруссии

Телефонный разговор Путина с Зеленским

Эксперты нашли самые легкие и подходящие пути к освоению планетарных систем

Пятеро военнослужащих погибли и столько же получили ранения при защите ДНР

В России новая статистическая аномалия

<<<Все новости>>>

Популярные книги

Справочник по слаботочным электрическим реле

Записки легкоатлета

Механика обработки металлов давлением

Левитан Б. П. Астрономия

Погребенченко С. В. Налетов Н. В. Футбольный календарь 1966


Айтматов Ч. Джамиля. Повести. 1974

 Книга: Айтматов Ч. Джамиля. Повести. 1974
 Просмотреть в оригинальном размере
 
Цена: 284.00 руб.

Количество:   

  Обсудить на форуме
  Добавить отзыв к данному товару
  Рекомендовать товар другу


Айтматов Ч. Джамиля. Повести. Пер. с кирг. Грав. на дер. Л. Ильиной. М., «Дет. лит.», 1974. 142 с.



ЗОЛОТО ПРАВДЫ
Сколько бы ты ни читал и ни слышал раньше о Киргизии, всё равно по приезде туда у тебя неизбежно голова идёт кругом.
От одного только зрелища озера Иссык-Куль хочется говорить стихами:
Как чаша на пиру, нам подан Иссык-Куль...
А вокруг озера — громады гор с облаками над ними, как будто это мощная эскадра плавно движется куда-то.
По горным кручам друг за другом всё выше, словно цепочка туристов, подымаются деревья. И бегут на поклон к Иссык-Кулю машины из дальних, не только киргизских городов.
Едешь вдоль бурного Нарына; уже вечереет, и вдруг даль начинает сверкать огнями и полниться нарастающим гудом.
На разной высоте горят и перемигиваются огни, будто это добрые духи тайно помогают ночью людям в их труде: близится стройка Токтогульской ГЭС.
Здесь не было готовых дорог, и строители прорубали их в диких скалах. Здесь до сих пор — с двенадцати до часу дня — гремят взрывы: это идут так называемые обброчные работы — убирают скалы и просто камни, которые могут оказаться опасными для будущих работ в котловане.
И вдруг вся история этой стройки начинает казаться символом того, что происходило и происходит в киргизской литературе.
Не так ли сто лет назад прорубал первые дороги для родной литературы знаменитый киргизский акын Токтогул? Наперекор всем тяготам судыбы он дожил до Октября и «навстречу красным знамёнам грудь свою широко распахнул». Его .поэзия оказала и оказывает огромное воздействие на развитие всей последующей литературы. Она полна благороднейших заветов, которым поныне следуют лучшие киргизские писатели старшего и младшего поколений:
Достоин лучших слов певца Дехканин с кетменём, Суров и тёмен он с лица, Простак с душою мудреца, — Не забывай о нём!
А обброчные работы... Не похож ли в чём-то на них труд писателя, который хочет помочь людям мирно строить и своим гневным словом взрывает нависающие ещё порой над их головами глыбы пережитков прошлого, предрассудков, всяческих неурядиц?
Поистине «суров и тёмен с лица» герой одной из повестей известного киргизского писателя Чингиза Айтматова «Первый учитель» — Дюйшён. Вот его портрет: «Шёл он молчаливый, строгий, со сдвинутыми, как крылья беркута, бровями, и лицо его казалось выкованным из чёрного, прокалённого железа».
Демобилизованный красноармеец, организующий первую школу в глухом аиле, Дюйшён встречается с недоверием тех, чьим детям хочет передать собственные, пусть далеко не совершённые познания, встречается с враждебностью и глумлением баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.
Он во многом наивен, неопытен, несдержан и в чём-то напоминает своей порывистостью и непримиримостью русского
коммуниста Нагульнова из шолоховской «Поднятой целины». Но при всех своих промахах Дюйшён заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, с которым вступает в опасную и неравную борьбу с противниками. Вырвав одну из своих учениц, Алтынай, из- под власти мужа-бая, Дюйшён восклицает: «Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её?.. Врёшь, прошли твой времена, теперь её время...»
Судьба Алтынай и других героинь произведений Чингиза Айтматова знаменательна. В их судь бах выразились те перемены, которые совершились в Средней Азии при Советской власти, те горизонты, которые открылись перед людьми, те духовные силы, которые осознали в себе ещё недавно порабощенные обычаями и привычками герои.
«Женское счастье — детей рожать, да чтобы в доме достаток был», — поучает по старинке свекровь свою невестку в повести «Джамиля». Лишь мимоходом упоминается имя Джамилй в письмах её мужа с фронта. И сами эти письма похожи друг на друга, «как ягнята в отаре».
Всё это сулит молодой женщине будущее, черты которого нетрудно предугадать заранее. Наверное, она уже не станет похожа на ту женщину, которую повстречала Алтынай в байской юрте: «Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста». Но, по всему судя, Джамилю ждёт серая, будничная жизнь, где нет места для высоких чувств и стремлений.
Поэтому так потянулась молодая женщина к одинокому, мягкому и вместе с тем гордому Данияру: в песнях, которые он пел, приоткрылась перед ней богатая душа и щедрое сердце.
Любовь Джамилй к Данияру — не прихоть. В ней находит выход неудовлетворённость героини той духовно скудной жизнью, которой Джамилё приходится жить в семье, где к ней по-своему добры и совсем не жестоки.
И уход Джамилй из аила, вызывающий у многих жителей деревни яростное осуждение «беглянки», — это на самом деле её подлинное рождение к жизни, отстаивание своего права на истинное, а не куцее счастье.
История любви шофёра ИльяЬа к Асёль, её разнообразные драматические перипетии, бережность, с которой относятся к любимой и сам герой, прежде тяжко провинившийся перед Асёль, и её новый муж Байтемйр, — обо всём этом рассказано Чингизом Айтматовым в повести «Тополёк мой
в красной косынке» так, что мы понимаем, что перед нами новые люди новой Киргизии.
Чингиз Айтматов смело изображает сложные и трудные жизненные обстоятельства, драматические конфликты. Одному из них посвящена его недавняя повесть «Прощай, Гульсары!», где судьба коммуниста Танабая и выращенного им коня Гульсары прослежена писателем на протяжении сложных послевоенных лет и с большой горечью описано столкновение героя с чиновничьим, равнодущным, казённым подходом к делу, которому Танабай отдаёт всю душу.
Глубина и острота чувств и мыслей Танабая определяется не только тем, что он на какое-то время становится жертвой несправедливости, но и тем, что происходящее заставляет его сурово проанализировать свой собственные поступки, принять на себя и свой опрометчивые действия, и часть вины за беды родного колхоза.
Буквально физически ощущает Танабай свою принадлежность к Коммунистической партии. Поэтому так драматично его — пусть временное! — расставание с партийным билетом, когда карьерист и чинуша Сегизбаев добивается исключения Танабая из партии.
«Танабай полез за партбилетом. Долго возился в наступившей тишине. Он был там, глубоко, под фуфайкой, под пиджаком, в кожаной сумочке, сшитой руками Джайдар. Сумочку эту Танабай носил на ремешке через плечо. Наконец вытащил наружу, достал партийную книжицу, нагретую у груди, и положил её, тёплую, пропитанную запахом своего тела, на холодный, полированный стол... Поёжился даже, самому стало холодно». Как будто не документ положен на стол, а само живое и трепетное сердце человека, самое дорогое, что у него есть!»
Биение этого сердца живёт в книгах Чингиза Айтматова, согревает их особым теплом, делает их особенно значительными.
Если любимые герои Чингиза Айтматова — новые люди, то и сама его проза — порождение новой социалистической культуры.
Первый рассказ двадцатичетырёхлётнего автора был напечатан в 1952 году, а не прошло и десяти лет, как «Джамиля» завоевала ему прочное читательское признание и в нашей стране и за её рубежами. В 1963 году писателю была присуждена Ленинская премия.
В советское время литература и искусство различных народов нашей страны развиваются в особенно тесных связях
между собой, в атмосфере огромного, благожелательного интереса друг к другу. Об этом прекрасно сказал грузинский поэт Симон Чиковани:
Нет, одному невесело поётся! Прошу я жизнь, чтоб друга мне дала. Мне песня в одиночку не дается, Мне для полёта нужно два крыла. Дай мне крыло! От лести и нападок Друг друга мы крылами защитим. Рабочее понятие «напарник» К высокому искусству приобщим. Дай мне крыло! И от меня потребуй Моё крыло... И вместе в вышину!
Проза Чингиза Айтматова закономерно вбирает в себя и славные традиции родной литературы, и достижения своих иноязычных товарищей по перу, и опыт других искусств.
«Прощай, Гульсары!» — книга, связанная определённой идейно-художественной преемственностью не только с памятным нам с детства «Холстомёром» Льва Толстого, но и с наиболее значительными произведениями современных русских прозаиков, писавших о деревне в 50—60-е годы: В. Овёчкина и Е. Дороша, В. Тендрякова и С. Залыгина.
Немало дал писателю и опыт работы в кино. Если ещё до этого в прозе Айтматова было что-то от современного киномонтажа (так, в «Джамилё» вслед за описанием напряжённейшей работы грузчиков появляется картина ночной степи, мокрых серебристых камней брода, по которым цокают копыта), то участие в создании фильмов «Зной» и в особенности «Первый учитель», поставленного режиссёром А. Кончалбвским, несомненно обогатило изобразительный арсенал писателя, в чём-то обусловило больший драматизм повести «Прощай, Гульсары!».
О творчестве Чингиза Айтматова много спорят на его родине, оно не оставляет никого равнодушным. Явная современность его художественного почерка, смелый выход за пределы дотоле облюбованных литературой тем и приёмов в известной мере послужили примером для ряда других киргизских писателей, в особенности молодого поколения





Последнее обновление: Воскресенье, 26 Февраля 2017 года.



Ваш путь по магазину:
Главная страница магазина Художественная литература Айтматов Ч. Джамиля. Повести. 1974


Вы смотрите книгу: Айтматов Ч. Джамиля. Повести. 1974.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика