Большой Букинист
Большой Букинист
Большой Букинист
  КОРЗИНА - пусто
Поиск



Последние добавления

Лента новостей
Нет содержания для данного блока.
Популярные книги












С.Г. Бархударов Учебник русского языка. Синтаксис.1989

 Книга: С.Г. Бархударов Учебник русского языка. Синтаксис.1989
 Просмотреть в оригинальном размере
 
Цена: 288.00 руб.

Количество:   

  Обсудить на форуме
  Добавить отзыв к данному товару
  Рекомендовать товар другу


С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков Учебник русского языка. Часть вторая. Синтаксис. Москва. 1989. 144 с.



Синтаксисом называется тот отдел грамматики, в котором изучаются: 1) способы соединения слов в предложении; 2) виды предложений; 3) способы соединения предложений друг с другом.
§ 1. Предложение. Вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения.
Мы говорим, чтобы сообщить о чём-нибудь собеседнику или собеседникам. Наша речь состоит из предложений.
Предложением называется сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль.
Законченность предложения в устной речи выражается голосом, а на письме — знаками препинания, например: Вечереет. В лесу всё темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы.
Предложения бывают вопросительные, восклицательные и повествовательные.
1. Вопросительными называются предложения, в которых заключается вопрос, например: Где вы учитесь? В каком классе? В конце вопросительного предложения ставится знак вопроса.
2. Восклицательными называются предложения, которые произносятся с сильным чувством, с восклицанием, например: 1) Ах, какая стоит тишина! (Ал.) 2) Я землю эту люблю! (Маяк.) 3) А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер! (Л.-К.) В конце восклицательного предложения ставится знак восклицательный.
3. Повествовательными называются предложения, в которых сообщается (повествуется) о чём-либо, например: Лошадь моя была готова. Я поехал с проводником. Утро было прекрасное. Солнце сияло. (П.)
В конце повествовательного предложения ставится точка.
Упражнение 1. Прочтите предложения как повествовательные, потом как вопросительные и, наконец, как восклицательные.
Идём на демонстрацию Все собрались Надо взять флаги Оркестр пойдёт впереди
Упражнение 2. Перепишите, расставляя точки в конце предложений.
На бугре широко гуляли ветры было холодно казаки молчали Иван Алексеевич кутал лицо воротником тулупа дальний приближался лесок дорога выходила на курганистый гребень где-то далеко стрекотала сорока.
(М. Шолохов.)
Упражнение 3. Перепишите, расставляя точки в конце предложений.
Солнце закатилось за грозовую тучу ночь не принесла прохлады звёзды затянуло мглой орудийные удары за рекой стали чаще и громче от взрывов дрожали дома стучали пулемёты на крышах наступила непроглядная темень ни одного огонька не виднелось ни в городе, ни на реке только мигали зарницами орудия в городе никто не спал
(А. Н. Толстой.)
Упражнение 4. Перепишите, ставя на место двух чёрточек (||) точку или вопросительный знак.
Мальчики приутихли || Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление||Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать||
— Что это|| — спросил вдруг Костя, приподняв голову||Павел прислушался
— Это кулички летят, посвистывают||
— Куда же они летят||
— А туда, где, говорят, зимы не бывает]]
— А разве есть такая земля
— Есть||
— Далеко ||
— Далеко-далеко, за тёплыми морямиЦ
(И. С. Тургенев.)
Упражнение 5. Перепишите текст и поставьте знаки препинания.
Петя, ты был в парке культуры и отдыха Неужели ещё не был Почему Там же очень интересно С начала зимы там устроены огромные ледяные горы Есть трамплины для лыжников Есть каток А про ледяные фигуры не слыхал Там есть целая аллея ледяных фигур А какие там карусели Послушай, Петя, завтра выходной день Пойдём со мной Согласен Вот и хорошо
§ 2. Логическое ударение.
Чтобы выделить в предложении важные для говорящего слова, он произносит их сильнее, т. е. делает на них ударение.
Выделение голосом слов, важных для говорящего, называется логическим (смысловым) ударением. Например, предложение Петя починал лыжа можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.
1) Чтобы показать, кто починил лыжи, надо сделать логическое ударение на слове Петя: Петя починил лыжа. 2) Чтобы показать, что сделал Петя с лыжами, надо сделать логическое ударение на слове починил: Петя починил лыжи. 3) Чтобы показать, какую вещь починил Петя, надо сделать логическое ударение на слове лыжи: Петя починал лыжи.
Упражнение 6. Прочтите предложения, делая логические ударения на выделенных словах. Задайте вопрос к каждому предложению.
1) Витя исправил радиоприёмник. Витя исправил радиоприёмник. Витя исправил радиоприёмник. 2) Серёжа установил антенну. Серёжа установил антенну. Серёжа установил антенну. 3) Мы приобрели футбольный мяч. Мы приобрели футбольный мяч. Мы приобрели футбольный мяч.
Упражнение 7. Прочтите вопросы, делая логические ударения на выделенных словах. Ответьте теми же словами.
1) Команда подготовилась к состязаниям? 2) Она может выступить завтра? 3) Нам надо больше тренироваться? 4) При школе есть спортивная площадка? 5) Мы должны помочь товарищам в организации волейбольной команды?
§ 3. Связь слов в предложении.
Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, в предложении Апрельское солнце ласково греет влажную землю имеется шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.
Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:
1) солнце (что делает?) греет;
2) солнце (какое?) апрельское;
3) греет (что?) землю;
4) землю (к а к у ю?) влажную;
5) греет (как?) ласково.





Последнее обновление: Вторник, 18 Сентября 2018 года.



Ваш путь по магазину:
Главная страница магазина Книги для средней школы С.Г. Бархударов Учебник русского языка. Синтаксис.1989


Вы смотрите книгу: С.Г. Бархударов Учебник русского языка. Синтаксис.1989.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика