Большой Букинист
Большой Букинист
Большой Букинист
  КОРЗИНА - пусто
Поиск



Последние добавления

Лента новостей
Нет содержания для данного блока.
Популярные книги












Скотт В. Айвенго. Роман

 Книга: Скотт В. Айвенго. Роман
 Просмотреть в оригинальном размере
 
Цена: 1024.00 руб.

Количество:   

  Обсудить на форуме
  Добавить отзыв к данному товару
  Рекомендовать товар другу


Скотт В. Айвенго. Роман.— Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983.— 512 с, ил


Замечательный английский писатель Вальтер Скотт (1771 — 1832) родился в Шотландии, в Эдинбурге, в семье обедневшего дворянина, занимавшего небольшую судейскую должность. Окончив университет, В. Скотт занялся адвокатурой. Но гораздо больше увлекала его история родного края, его обычаи и предания. Шотландия сравнительно недавно была присоединена к Англии. В стране еще сохранились в пору детства и юности В. Скотта многие пережитки не только феодального строя, но даже строя родового, долго удерживавшегося в диких горных местностях Шотландии. Бывая в самых дальних и тихих уголках родной страны, В. Скотт любовно собирал старые предания, наблюдал и изучал старые обычаи и памятники старинной шотландской культуры.
Молодой юрист стал выдающимся краеведом, знатоком истории, экономики и культуры Шотландии. Со временем его интересы расширились: В. Скотт деятельно взялся за изучение истории Англии. Вместе с тем развивались и его интересы в области художественной литературы. Сначала он выступил как одаренный переводчик. Затем он приобрел известность как собиратель и издатель шотландских и английских народных баллад. В 1802—1803 годах он опубликовал свое собрание баллад под названием «Песни шотландской границы»!.
Собирание и изучение народной поэзии стало для В. Скотта серьезной школой поэтического мастерства. Под влиянием народного творчества, под влиянием изучения истории Шотландии и Англии окреп его художественный талант. Он написал несколько поэм, посвященных историческому прошлому Шотландии, борьбе ее народа за национальную независимость. Поэмы В. Скотта встретили самый восторженный прием у широких кругов английских и шотландских читателей.
Однако, будучи в зените своей поэтической славы, В. Скотт обратился к роману. Начиная с 1814 года он становится по преимуществу прозаиком, автором исторических романов, которые принесли ему еще большую известность, чем его поэмы. Чем же можно объяснить этот поворот в развитии писателя? Прежде всего общественными событиями, которые сильнейшим образом повлияли на развитие Скотта-художника.
В. Скотт жил в бурную, драматическую эпоху, богатую значительными историческими событиями: буржуазная революция во Франции, долголетние войны Наполеона, стремившегося распространить влияние буржуазной Франции на всю Европу, ожесточенная классовая борьба, обострившаяся на рубеже XVIII—XIX веков во всех странах Европы, в том числе и в Англии, национальные движения, направленные и против военного деспотизма Наполеона и против Священного Союза, — во всех этих событиях сказывалась обреченность погибавшего феодального строя и закономерность победы новых, буржуазных общественных отношений. Однако уже тогда все более ясным становилось и то обстоятельство, что буржуазный строй — тяжелое иго, ложащееся на плечи народных масс, не раз уже в то время выступавших против господства буржуазии. Одно из таких выступлений имело место в Англии в 1811 — 1812 годах. Это было так называемое «луддитское движение». Английские рабочие, участвовавшие в нем, требовали работы и хлеба, разрушали фабрики и мастерские, оборудованные новыми машинами, так как применение этой новой, усовершенствованной техники лишило заработка тысячи рабочих.
Движение «разрушителей машин» — луддитов — было жестоко подавлено. Но и само движение и беспощадная расправа с ним, вызвавшая резкий протест Байрона, свидетельствовали о том, как обострялись общественные противоречия в Англии. В ближайшие годы, несмотря на самые решительные меры реакции, общественное движение в Англии развернулось особенно широко под лозунгом борьбы против реакционной избирательной системы, которая давала огромные выгоды английским помещикам и банкирам. Наряду с обострением классовой борьбы росла и борьба национально-освободительная. Английские колонизаторы не смогли подавить мощное движение за свободу Ирландии, начавшееся еще в конце XVIII веодолжавшееся в начале XIX столетия. Борьба ирландского ода против английского ига находила себе поддержку у лучших представителей английского народа.
Во всех этих исторических событиях особенно очевидно обрилась решающая роль народных масс, которые были основной дарной силой освободительных движений и патриотических выступлений. По-видимому, события бурной современной политической жизни и поставили перед В. Скоттом вопрос о широком освещении совершающегося исторического процесса. В. Скотт стремился постичь причины великих исторических изменений, происходивших в его эпоху: он заглядывал в прошлое, чтобы лучше и полнее понять настоящее и представить себе путь развития истории в ближайшем будущем. Жанр поэмы был слишком тесен и узок для новых огромных исторических полотен, замыслы которых вынашивались В Скоттом. Современность требовала создания такого жанра исторического повествования, который мог бы широко и разносторонне охватить изображаемую эпоху, раскрыть ее возможно полнее.
Первый исторический роман В. Скотта — «Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад» — вышел в 1814 году. За ним последовали на протяжении ближайших лет другие романы: «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Роб Рой» (1818), сборник «Повести моего хозяина» (1816). Одна из них, известная в русском переводе под названием «Пуритане», была высоко оценена К. Марксом.
Упорная работа над созданием новых и новых романов продолжалась после этого в течение всей жизни В. Скотта. Деньги, неожиданно в большом количестве пришедшие к писателю, человеку со вкусами ученого, ушли на постройку усадьбы «Эбботсфорд», которая быстро превратилась в. музей шотландской старины. Затем неожиданно пришло разорение: издательская фирма, компаньоном которой был В. Скотт, обанкротилась, ее руководитель умер, оставив писателю огромные долги.
Выход в свет новых романов (среди них «Вудсток», 1826) помог писателю начать выплату долга, но денежные затруднения преследовали его до самой смерти.
В течение всей своей жизни В.Скотт был приверженцем консервативных политических воззрений. Он подчеркивал свою преданность королевскому дому, по основным политическим вопросам современности выступал как тори — сторонник партии крупных землевладельцев, непримиримых врагов революционного движения. • Скотт не раз заявлял себя сторонником медленных и постепенных изменений общества; коренная ломка, пример которой он видел в революционной Франции, пугала его.
все же знакомство с лучшими произведениями В. Скотта Убеждает нас в том, что они правдиво свидетельствуют о многих преступлениях правящих классов Англии, о мужестве и благородии -ве народных масс.
Взятые в целом, романы В. Скотта дают удивительно широкую картину истории Англии и Шотландии.
Английское и шотландское средневековье, начиная от эпохи крестовых походов и кончая периодом борьбы за централизованное феодальное государство, отражено в романах «Айвенго», «Талисман», «Пертская красавица», «Монастырь», «Аббат», «Кенильворт-ский замок». Последний роман, действие которого разыгрывается в эпоху королевы Елизаветы (конец. XVI века), как бы предваряет новую серию романов и повестей, рассказывающую об эпохе английской буржуазной революции: «Пуритане», «Монтроз», «Вудсток».
В целом ряде романов В. Скотта — и это лучшие его романы — показана Шотландия XVIII века, страна, в которой доживал свои последние годы разрушающийся родовой строй, уступающий власти буржуазных отношений. Этот процесс в различных своих проявлениях отражен в романах «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Уэверли».
Если к списку романов В. Скотта прибавить его многотомную «Жизнь Наполеона», то становится ясно, что в той или иной форме писатель довел свое повествование об истории Англии вплоть до современности, так как Англия и ее интересы в этой книге В. Скотта занимают едва ли не больше места, чем сам Наполеон.
Белинский писал: «Читая Шекспира и Вальтера Скотта, видишь, что такие поэты могли явиться только в стране, которая развилась под влиянием страшных политических бурь, и еще более внутренних, чем внешних» .
«Внутренние» политические бури, мучительно развертывающийся процесс исторического развития составляют важнейшую сторону содержания романов В. Скотта. Изображая «страшные политические бури», он постоянно останавливается в своих романах на участии народных масс в этих решающих исторических событиях, показывает судьбы народа, страдающего и борющегося.
Народ штурмует и сжигает замок феодала Фрон де Бефа в , романе «Айвенго». Народ поднимается с оружием в руках против английской королевской власти в романе «Уэверли». Народ стоит за спиной Кромвеля, полководца английской буржуазной революции, противопоставленного в романе «Вудсток» легкомысленному принцу Карлу Стюарту. Важно отметить, что Пушкин особенно подчеркнул ,| реализм этого романа.
Оценка народа у В. Скотта противоречива в силу ограниченности его мировоззрения, писатель не смог показать людей из народа которые возглавляли большие народные движения в истории , как и в других странах Европы. Народ в романах В. Скот слишком охотно признает власть вожаков, которые, преследуют интересы своего класса, а не интересы народа. Народ у В. Скотта выступает не самостоятельно, а как сила, содействующая то королевской власти, то буржуазной революции.
Глубже, разностороннее, сложнее показан народ в произведениях русских реалистов, появившихся еще при жизни В. Скотта,— в первую очередь у А. С. Пушкина. Он создал в образе Пугачева реалистический портрет вожака восставших народных масс, одаренного организаторским и полководческим талантом.
Но, каковы бы ни были черты мировоззрения В. Скотта, ограничившие возможность правдивого изображения роли народных масс в истории, надо помнить, что В. Скотт писал о народе с замечательной силой и художественной убедительностью. В его романах отразились впечатления писателя от героизма народов, поднимавшихся против старого режима в Европе, боровшихся против военного деспотизма Наполеона, выступавших против произвола помещиков и капиталистов в Англии и Шотландии.
Образ Роб Роя, с оружием в руках восстающего против угнетателей, образ Локсли — Робина Гуда, возглавляющего смелую ватагу вольных стрелков, борющихся против английских феодалов, фигуры шотландских патриотов-революционеров в «Пуританах», противопоставленные палачу — монархисту Клеверхаузу и его карателям, убеждают читателя в том, что в романах В. Скотта героический образ народа дан ярко и сочувственно.
Невзирая на консервативную ограниченность В. Скотта, сказывавшуюся во многих чертах его творчества и прежде всего в известной идеализации монархического строя и служилого дворянства, верного своему монарху, романы В. Скотта открывали европейскому читателю правдивую общую картину развития Западной Европы.
Не об этом ли думал Белинский, когда он писал о В. Скотте: «...дать историческое направление искусству XIX века — значило гениально угадать тайну современнойжизни». «Тайна современной жизни», все шире открывавшаяся в произведениях писателей-реалистов XIX века, заключалась в разгадке противоречий исторического развития: с каждым годом становилось все яснее, что бур-жУазия, свергнув при помощи народа иго феодализма, стремится подчинить себе народные массы и закабалить народ. В борьбе за учшее будущее народу оставалось надеяться только на свои силы.
Не отдавая себе отчета в этом процессе выявления





Последнее обновление: Воскресенье, 26 Февраля 2017 года.



Ваш путь по магазину:
Главная страница магазина Художественная литература Скотт В. Айвенго. Роман


Вы смотрите книгу: Скотт В. Айвенго. Роман.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика