Шахназаров Г. Х., Боборыкин А. Д., Красин Ю. А., Лушников А. М., Суходеев В. В., Писаржевский О. Н. Обществоведение. Учебник для выпускного класса средней школы исредних специальных учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. М., Политиздат, 1965. 384 с. с илл.
Вступая в самостоятельную жизнь, мы серьезно задумываемся, как ее прожить, стремимся понять смысл происходящих событий, найти свое место в обществе. И чтобы не блуждать в потемках, идти в жизнь с уверенностью в своих силах, с ясной целью, надо прежде всего знать, в чем состоит смысл эпохи, в которую нам суждено жить и действовать.
XX век — век быстрых и глубоких перемен в жизни человечества, и это дало повод называть его самыми различными именами. Когда на заре столетия в технике и в быту распространилась электрическая энергия, его стали называть веком электричества. Позднее физики назвали наше столетие веком атомной энергии, математики— веком счетно-решающих устройств, химики — веком искусственных материалов, астрономы — веком космических полетов. Каждое из этих названий по-своему справедливо.
Но при всем значении великих научных открытий не они определяют главное направление в развитии общества. Сама наука, ее практическое применение в решающей степени зависят от общественного строя, от того, ктс господствует в данном обществе, чьим интересам подчинено общественное развитие — интересам всего народа, как при социализме, или интересам кучки крупных собственников, как при капитализме. Образно говоря, при всех многочисленных «именах» XX столетия у него только одна «фамилия», и эта фамилия — коммунизм.
Именно на протяжении нашего века человечество решительно кончает со всеми видами классового и национального гнета, перестраивает общественные отношения на началах справедливости, утверждает на земле благородные идеалы Мира, Труда, Свободы, Равенства, Братства и Счастья всех народов. Переход от капитализма к социализму и коммунизму •— главный смысл, основное содержание нашей эпохи.
В грандиозном историческом процессе переустройства общества наша Родина занимает особое место: она первой прокладывает человечеству путь в коммунизм. До-стижение этой цели во многом зависит от вас, сегодняшних учащихся. Вы приходите на смену отцам и матерям, старшим братьям и сестрам, сами становитесь организаторами коммунистического народного хозяйства, создателями науки и техники, литературы и искусства, распорядителями общественных дел. И это не только завидное право на коммунизм, а обязанность построить коммунизм, великая ответственность перед историей, перед грядущими поколениями.
Слово «стройка» удивительно точно передает смысл того общественного процесса, который происходит в нашей стране. Строить коммунизм — это значит возводить новые заводы и фабрики, электростанции и железные дороги, выращивать урожаи, с тем чтобы создать изобилие необходимых для жизни промышленных и сельскохозяйственных продуктов; это значит изобретать и внедрять в производство сложные механизмы и автоматические устройства, которые позволяют сокращать рабочее время, делают труд творческим и радостным; это значит возводить благоустроенные жилые дома, санатории, дворцы культуры, стадионы, для того чтобы обеспечить людям долгую жизнь и доброе здоровье, украсить их быт; это значит утверждать новые общественные отношения между людьми; это значит растить и воспитывать коммунистического человека — неутомимого созидателя, всесторонне и гармонично развитого, сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Коммунизм, таким образом, возникает как результат целеустремленного труда миллионов людей, претворяющих^ жизнь предначертания партии. Никакая стройка немыслима, если строители не понимают замысла архитектора. А коммунизм не обычная стройка, ему нужны не просто рабочие руки, но и горячие сердца, не равнодушные подрядчики, но энтузиасты, твердо знающие, чего они хотят и что строят, обладающие научными знаниями об обществе.
В наше время насчитывается более 450 различных наук. Каждая из них по-своему увлекательна, и все они важны. Теперь, когда производство основывается на достижениях науки, без научных знаний шагу не ступишь: не приобретешь профессии, не станешь хорошим специалистом. И это относится не только к тем, кто решил стать ученым или учителем, инженером или врачом, но и к тем, кто будет трудиться у станка, строить новые заводы и жилые дома, выращивать богатые урожаи.
Конечно, человек при всем желании не может глубоко овладеть всеми науками, да в этом и нет нужды. А вот знания общественной науки нужны каждому.
Они нужны прежде всего для того, чтобы сознательно участвовать в коммунистическом строительстве, ясно представлять себе, что такое коммунизм и какие пути к нему ведут. Они нужны для того, чтобы хорошо разбираться в международной обстановке, понимать внешнюю политику Советского государства.
Знания об обществе необходимы и в повседневной практической деятельности. Где бы мы ни трудились, нам непременно следует знать, какие принципы положены в основу организации социалистического производства, как устроено и управляется Советское государство, каковы права и обязанности советских граждан, на каких принципах основаны отношения между людьми.
Политическая грамотность, идейная зрелость и закалка нужны человеку и в личной жизни. Они уберегают нас от неправильных шагов, помогают идти верным путем, наполняют жизнь неуемной страстью к творчеству.
Уже с первых шагов овладения наукой об обществе важно понять, что это не механическое запоминание текстов и заучивание формул. Марксизм-ленинизм — наука глубоко творческая, она не переносит зубрежки.
Последнее обновление:
Вторник, 18 Сентября 2018 года.
|